Общественная
палата

Одинцовского городского округа
Московской области

Инспекция городка — 17

Комиссия по экологии Общественной палаты Одинцовского городского округа в полном составе вместе с местными активистами Натальей Бухариной и Марией Елисеевой, а также с представителями общественной группы «Раздельный сбор» и представителями власти - руководителем теруправления Большие Вяземы Сергеем Хациевым, начальником управления муниципального контроля и экологии Одинцовского г.о. Мариной Артемовой, начальником отдела муниципального земельного контроля Одинцовского г.о. Новосёловым Евгением и несколькими представителями теруправления Большие Вяземы посетили место в Городке-17, которое вызывает у жителей последние годы много негативных эмоций.

Всю комиссию встретили представители ООО "Спектр". Господин Артем Амирян показал территорию бывшей военной части 3042. Помещения этой территории были выкуплены компанией "Спектр" в 2018 году, земля принадлежит на праве аренды. Немного ранее этого в этом месте происходили негативные обстоятельства, которые и наложили свой отпечаток на нынешнего владельца. Руководитель теруправления Большие Вяземы Сергей Хациев рассказывает: в 2016 году полигоны перестали принимать крупногабаритный мусор. Было указание создать площадки для временного его складирования. Планировалось, что чуть позже приём будет возобновлён и все вывезется. Однако с течением времени, стало понятно, что вывоз мусора необходимо производить силами и средствами администрации Большие Вяземы или муниципального учреждения по уборке (в тот момент МУП «Вяземы Инжиниринг»). Однако средства заложены не были, отыгрывать контракты было совершенно не на что. Территория сдавалась в субаренду разным организациям, которые пытались бороться с накопившимся мусором. В том числе его жечь, а также закладывать в землю пирогами, пересыпая землей. Тогда с указания руководства района ситуацию решили разруливать разными способами. В 2018 году территория была передана ООО «Спектр». На тот момент МУП «Вяземы Инжиниринг» дал гарантийное письмо о том, что мусор будет вывезен. Однако в тот же год МУП обанкротился. А на территории еще оставались субарендаторы, которые продолжили сжигание мусора по ночам, что вызывало у жителей совершенно логичные негативные эмоции. В 2019 году ситуацию наконец удалось взять под контроль. ООО «Спектр», являясь переработчиком вторсырья, пересортировал бОльшую часть отходов и отправил на переработку. Находясь на территории, комиссия нашла огромные пространства, на которых ранее находился мусор, но сейчас его нет. Также были найдены «пироги» с мусором, который еще не вывезен. Видно, что мусор этот старый, нового нет. На территории лежит очень много дерева. ООО «Спектр» перерабатывает все деревянные отходы в щепу (отходы 5 класса, переработка которого не требует лицензии) и продает их для изготовления пеллет. Жители были уверены, что данные деревянные остатки именно и сжигаются на территории складов. Комиссией были обследованы все склады, однако мест сжигания найдено не было. В одном из старых ангаров были найдены две старые печки – одна железная, вторая кирпичная. Но при досмотре внутри не было обнаружено следов гари и сажи. В том же ангаре было обнаружено вторсырье, которое складывалось там из навалов и позже отправлялось на переработку (на другую территорию). Надо сказать, что ангары и склады бывшей военной части находятся не в том состоянии, чтобы внутри них начинать сжигание: старые деревянные перекрытия, готовые обвалиться крыши – одна искра и все заполыхает. Комиссией был сделан акт осмотра территории, на котором были зафиксированы остаточные навалы мусора («пироги», пересыпанные землей), большие территории с щепой. Следов сжигания на территории найдено не было.

Несмотря на это, жители продолжают утверждать, что по вечерам запах гари появляется в Городке-17 и дышать им тяжело. Рассмотрев видеозаписи, сделанные жителями из окон домов, мы отправились на другую территорию. На другой стороне реки Вяземки находятся земли (земельное назначение – земли ЛПХ), принадлежащие УК «Михайловское». Территория находится в аренде у господина Самвела Петросяна. Именно здесь находилась огромная печь, зафиксированная разными комиссиями прежде. И огромные навалы мусора. Петросян принимал мусор у жителей, как строительный мусор, так и общий, и отправлял его на сжигание. Соседи, живущие рядом, указали, что действительно, за последний месяц был вывезен почти весь мусор, снесены незаконные заборы, увезена печка. Комиссией было отмечено, что кроме вывезенного старого мусора, есть свалка нового, только привезенного строительного мусора (большая куча старых деревянных окон). Жители также указали комиссии, что каждую ночь едут машины мимо их домов . Мы прошли далее по дороге и обнаружили огороженную территорию. Надо сказать, что территория огорожена совершенно незаконно. Руководитель теруправления уже видел эту территорию и было дано предписание о предоставлении документов, однако в теруправление пока ничего не поступило. Зайдя на незаконную территорию членам комиссии предстала интересная картина: на территории лежали бетонные блоки, старый асфальт, песок и другие строительные остатки. Их достаточно много. Мало того, вся территория – это по факту поднятая на несколько десятков метров земля. То есть сюда планомерно завозили грунт (а возможно и что-то еще), чтобы поднять уровень земли береговой зоны реки Вяземки. Сама река Вяземка оказалась «передвинута»: господин Самвэл Петросян перекопал русло реки – обогнул рекой «свой» участок, установил внизу мост. Комиссия потребовала предоставить документы, разрешающие производить гидротехнические сооружения на данном месте, а также проводить работы с рекой. Надо понимать, что река – это федеральная собственность. Чтобы получить разрешение на такие виды работ, необходимо обращаться в Федеральные органы. И их наличие конечно должно было быть известным и теруправлению, и отделу муниципального земельного контроля. Однако конечно никто не знал об этом - господин Петросян не предоставил никаких документов. Поэтому в отношении Самвэла Петросяна будет подано заявление в прокуратуру, чтобы органы разбирались с незаконными действиями. На все вопросы комиссии мужчина жал плечами, говоря однако, что начал межевание участка, о чем информировал теруправление по почте прямо вчера. Причем назначение данных земель – огороды или ЛПХ. Но ни того, ни другого мы не увидели – склады строительных отходов.

После посещения незаконной свалки, мы отправились, как было запланировано, на вторую территорию ООО «Спектр». Та территория дальше от реки, огорожена. ООО «Спектр» здесь сделали большую стоянку, перед которой разбили красивый сквер с яблонями, черемухами и шелковицами. Здесь же стоит автомойка. Человек, ожидающий свой автомобиль, может расположиться на лавочке в сквере или в кафе. Внутренняя территория поделена да две части. Ближняя представляет собой стоянку, которую арендует компания «Эколайф» - подрядчик «Рузского регионального оператора». Тут стоят серые и синие машины для сбора мусора, те самые, которые мы видим везде. Когда жители говорили, что на этих машинах сюда приезжает мусор, они конечно были не правы: машины сюда приезжают, чтобы перестоять ночь. Бывает, что заезжают с мусором. Однако оставить его здесь они не могут: автомобили оснащены системой Глонасс и отслеживаются. Если они взяли мусор, то должны доехать до точки его сдачи, что фиксируется. Добавим также, что машины для мусора не могут пахнуть одуванчиками, ибо перевозят мусор, а не духи. Поэтому если жители видят, что сюда повернула мусорная машина и от нее воняет – это не значит, что сюда привезли мусор.

Далее был вопрос относительно привозимых сюда контейнеров. В комиссию поступили фотографии и видео, когда сюда завозят большие металлические контейнеры с мусором. На тот вопрос мы также получили ответ. Во-первых, данные контейнеры – это сборщики крупногабарита либо отходов, привозимых сюда по договору. Например, совсем недавно была снесена старая оранжерея. Пластик, дерево и другие остатки возможно переработать. И именно на такой машине они были сюда привезены. Мы прошли на вторую часть территории и увидели эти отходы. Они лежали рядом с сортировочной линией. На линии все отходы сортируются и отправляются на переработку или продается как сырье.

На территории стоит несколько линий по переработке. Одна большая превращает старые шины в крошку для резинового покрытия. Обратите внимание, все детские площадки в Голицыно и Вяземах, уложенные мягким резиновым покрытием, сделаны с помощью ООО «Спектр». Линия выдает сырье 3 разных фракций. Именно потому, что любая шина является сырьем для производства и средством для получения прибыли, можно утверждать, что жечь шины данная компания не будет, как указывали местные жители.

В соседнем амбаре стоят еще две линии: для переработки пластика. Именно здесь после сортировки по типу пластика (а также полиэтилена) его превращают в гранулу, являющимся сырьем для производства новых изделий. ООО «Спектр» разработали технологию, при которой можно перерабатывать почти любой пластик, полиэтилен, и даже некоторые смешанные отходы. Ребята из общественной организации «Раздельный сбор» заинтересовались новинкой: ранее на точках по приему вторсырья (по Одинцовскому району 25 пунктов) говорилось о том, что не принимается смешанный пластик. Но теперь компания заявила, что данные отходы после переработки могут добавляться в сырье, что дает им дополнительную прибыль.

Чтобы было понятно, немного коснемся вопроса о маркировке. Пластик и полиэтилен маркируются следующими цифрами:

1  - полиэтилентерефталат — PETЕ или PET;

2 - высокоплотный полиэтилен — PEHD или HDPE;

3 - поливинилхлорид — PVC;

4 - низкоплотный полиэтилен — LDPE или PEBD;

5 - полипропилен — PP;

6 - полистирол — PS;

7 - все другие виды пластика — OTHER – O.

 

1, 2, 3, 4, 5 в ООО «Спектр» перерабатывается. 6 перерабатывается уже хуже (в ООО «Спектр» он не принимается). 7 – может быть переработан частично.

Когда мы говорим о смешанном пластике, то маркировка будет выглядеть например так: C/LDPE, C/HDPE, C/PP. Тетрапак маркируется C/PAP (84). Часть смешанного пластика уже перерабатывается на ООО «Спектр». Тетрапак собирается отдельно и отправляется на переработку в другую организацию.

Также в другие организации на переработку отправляется бумага и картон, стекло. Старая одежда после сортировки отправляется в благотворительные организации и на промышленные предприятия на ветошь. Металл частично перерабатывается здесь же (из него изготавливаются баки для приема вторсырья, например). Все остатки («хвосты») отправляются по договору с региональным оператором на мусорный полигон.

Пройдя по территории переработки ООО «Спектр», вся комиссия осталась довольна. Здесь нарушений нет.

Подводя итоги, выделим несколько пунктов:

  1. Территория бывшей в/ч 3042: существуют остаточные навалы мусора в закопанном виде. Сможет ли это кто-то вывезти куда-то остается вопросом. Однако сжигания на территории нет. Кроме того, ООО «Спектр» сейчас продает эту территорию.
  2. Территория переработки ООО «Спектр» не вызывает замечаний.
  3. Территория сжигания мусора на другой стороне реки (УК «Михайловское») приводится в порядок.
  4. Территория своза строительных отходов у реки (С.Петросян): будет подана жалоба в прокуратуру. Здесь должно пройти уголовное разбирательство по поводу незаконного использования территории и установленного гидротехнического устройства.

Отдельно заметим, что вокруг указанных территорий находится еще порядка 26 промышленных предприятий. Жители ежедневно чувствуют запах гари, и комиссия по экологии, природопользованию и землепользованию совместно  с представителями теруправления будут продолжать поиски территорий, где производятся поджоги. Сжигание мусора у нас запрещено 191-МО «Законом о благоустройстве» в Московской области и конечно недопустимо.

Кроме того, хочется отметить, что все поиски сожженного мусора должны производится в законном порядке. Незаконный вход на территории может повлечь за собой негативные последствия: закон о частной собственности никто не отменял. Поэтому призываем все действия и съемки производить снаружи. А разбираться в установленных фактах давать специальным органам. Общественная палата рекомендуем по этим вопросам обращаться в ГАТН, министерство экологии, управление по земельному контролю и экологии Одинцовского округа, полицию, теруправление, и конечно, в Общественную палату Одинцовского округа - мы также будем сопровождать ваши заявления и помогать решать проблемы.

На данный момент мы направим свои силы в выявление мест сжигания отходов, о чем свидетельствует неприятный запах и заявления от жителей мы получаем ежедневно.

Еще хочется отметить отдельно. По мнению всех членов комиссии, которые производили указанные выше осмотры, вся ситуация складывается из-за недоведенного до конца так называемого закона о мусоре. Региональные операторы, установленные для вывоза отходов с территорий Московской области, не принимают несколько видов отходов. Строительный мусор не принимается вообще. Это накладывает большой отпечаток. При любом строительстве остается много отходов, которые однако могли бы уходить на переработку для изготовления новых строительных материалов. А по факту, не имея централизованного вывоза, строительный мусор вывозится частниками (такими как Самвел Петросян). Очень просто заплатить за машину 5000 руб. и забыть о мусоре и куда он поедет. А едет он именно на такие вот свалки, сгружается в леса, на обочины, подвергается частичному сжиганию, что и приводит к нарушению экологии и негативным последствиям.

На данный момент по Одинцовскому округу имеется 15 точек приема крупногабарита «Мегабак», которые сотрудничают с региональным оператором. Однако информации об этом почти не найти. Даже если она есть в сети Интернет, найти ее достаточно трудно. Кроме того, точки расположены так, что не каждый житель сможет ими воспользоваться. То есть, если пенсионер, проживающий в многоквартирном доме, в плату мусора которого включен тариф за вывоз крупногабарита,  решил выкинуть свой старый диван, шкаф и прочее, он не знает, куда его нужно девать. Нигде не указаны телефоны данных пунктов, каким образом производится вывоз, кто за что должен платить и отвечать. Житель, живущий в частном секторе, автоматически не платит за крупногабарит, но находится не в лучшей ситуации: по факту для вывоза крупногабарита он должен у регоператора заказать и оплатить контейнер минимум на 8 кубометров. А если его отходов меньше (например, при выкидывании одного старого дивана, или двух замененных окон), это уже никого не волнует.

Именно неурегулированность данного вопроса и является виной в сложившейся ситуации. Поэтому Общественная палата будет работать в этом направлении. На каждом пункте приема отходов (контейнерная площадка), на всех информационных досках многоквартирных домов должна находиться информация для жителя - кто, когда и как принимает крупногабаритные отходы, строительные отходы, опасные отходы.

216.73.216.172

13 августа 2020
1 030